Home
> Кнігі
> Non fiction
> Культуралёгія
В постели с белорусом: из истории национального секса
52.50 руб.
Size: 145x215 mm
Weight: 415 g
×
Create new wish list:
Added to wish list. Display..
Removed from wish list
Purchase
The selected item is out of stock, please select a different item or combination
Description

ISBN 978-9984-897-32-5
Эта книга об эротических традициях белорусов от язычества до наших дней. В ней повествуется о нравах, царивших в обществе в разные эпохи. На основе материалов из документов, фольклорных источников, произведений литературы и живописи представлены взгляды жителей белорусских земель на вопросы эротики и секса на протяжении всей истории.
ПРА КНІГУ
...У кнізе, што ахоплівае падзеі і пазіцыі многіх стагоддзяў, абсалютна заканамерна прысутныя сотні герояў і гераіняў – ад знакамітага князя Усяслава Чарадзея і вялікай княгіні і каралевы Боны Сфорца да аўтара гэтых радкоў і аўтаркі прачытанай ім кнігі. Усе яны апыналіся ў пасцелі не толькі дзеля спакойнага і здаровага сну. Іначай не было б на свеце ні беларусаў, ні самой кнігі Анастасіі Зелянковай, якая ў прадмове сумленна абяцае чытачу, што сумна не будзе, а ў эпілогу амаль што словамі незабыўнага Уладзіміра Караткевіча жыццесцвярджальна нагадвае, што секс быў, ёсць і будзе галоўным рухавіком цывілізацыі...
(Уладзімер Арлоў. У ложку з беларускай)
ОТ АВТОРА Паглядзець
Сразу оговорюсь: эта книга писалась не для того, что позабавить читателя «клубничкой». Автор ставила перед собой вполне высокие цели: вызвать у белорусов чувство гордости за свою нацию. Пусть даже это будет гордость за эротические подвиги предыдущих поколений. Почему бы и нет? Тем более что есть чем гордиться. Впрочем, если кого-то вдруг эта книга заинтересует только потому, что она о сексе — тоже хорошо. Наши предки всегда живо интересовались этой темой, свободно о ней говорили и умели получать удовольствие от жизни.
Признаюсь, долгое время я и сама не считала белорусов сексуальной нацией. Как ни крути, нет у нас такой славы, как у страстных итальянцев или искусных французов. При мыслях о белорусской истории на ум скорее приходят кровопролитные войны и великие сражения, герои борьбы за независимость и славные «песняры роднага краю». Но, к счастью, не все так грустно было в нашем минувшем.
Дело в том, что сексуальную славу предков белорусов украли так же, как и лучшую часть нашей истории. Царский режим, а после него и советская власть сильно поработали над образом белоруса. «Крамольные» тексты нещадно вырезались цензурой из фольклорных и литературных сборников, а многие пикантные факты истории просто замалчивались.
Но сколько же можно представлять белоруса в лаптях за плугом и с унылой песней о тяжкой доле-неволе? Настало время развенчать миф о необычайной целомудренности наших соотечественников. Тем более что в реальной жизни белорусы всегда отличались свободой нравов и по праву носили звание одного из самых сексуальных народов Европы.
Понимая эротическую суть многих вещей, мы уже совсем иначе сможем смотреть даже на привычные исторические артефакты. Знаменитый Шкловский идол больше не будет казаться примитивным изваянием, если знаешь, что своим появлением он обязан культу фаллоса, который, в общем-то, и олицетворяет. Не правда ли, нам забыли об этом рассказать в школе? А найденные под деревней Дорохи многочисленные каменные атрибуты в виде мужского детородного органа не покажутся диковинкой — такими приветами из прошлого щедро усыпана белорусская земля.
Миф о невероятной целомудренности наших предков исчезает, как только начинаешь пристально всматриваться в содержание, казалось бы, самых безобидных образцов устного народного творчества. Не о говоря уже о тех, где прямо говорится о сексе. Да, наши предки сумели даже в песнях описать различные способы любви, о которых некоторые и сегодня бояться говорить вслух.
Помнится, еще в годы своей юности, слушая по радио белорусскую народную песню «Ясю коніка паіў», я недоумевала. В ней герой просит девушку напоить коня, а она ему отказывает со странной формулировкой: «Я каня паіць не буду, бо я жонка не твая». Такая строптивость мне была непонятна: неужели жалко дать воды коню, и зачем для этого выходить замуж? Но всё встает на свои места, когда узнаешь, что процесс поения коня в народном фольклоре олицетворяет половой акт (кстати, в конце песни девушка-таки дала «коню воды» и без замужества). И это самая обычная песня! Представляю, какие бы открытия меня ждали в то время, услышь я что-то вроде «Прыйшоў да яе Якаў, ставіў дзеўку ракам».
Впрочем, цензоры еще со времен царской России старательно заботились о нашем «моральном облике» — тоталитарный режим не любит неконтролируемых сфер.
Однако фольклор фольклором, но вполне насыщенной была и сексуальная жизнь белорусских горожан. Высокодуховные произведения XVI—XVIII вв. и строгие сарматские портреты — не единственное, что оставили нам предшественники. Знатные предки не только не отрицали радостей плоти, но и отличались достаточно свободными взглядами на вопросы секса, создали целый ряд эротических текстов и пополнили мировую историю славными именами борцов на любовном фронте. Достаточно внимательнее присмотреться к тем же книгам Библии Франциска Скорины, буквицы которых и многочисленные гравюры сплошь украшены оголенными телами. Что уже говорить о нерелигиозной литературе!
Даже в период пребывания Беларуси в составе Российской Империи жители нашей страны не отказывали себе в плотских утехах, вооружившись уже новинками технического прогресса. Это сегодня излишне откровенные фильмы могут запрещать к показу в кинотеатрах, а вот в начале XX века минчане имели возможность свободно посещать порнографические сеансы. Причем еще до изобретения кинематографа. В центре города всего за 20 копеек любопытствующие беспрепятственно наслаждались «клубничкой», созерцая мелькающие порнографические картинки в новомодном аппарате биоскопе. И кто после этого более продвинут в вопросах секса?
Легализованная проституция, всевозможные общества эротического содержания, литература и искусство (Казимир Малевич, кстати, был любителем не только черных квадратов) — всё говорит о том, насколько тема секса была важной в те времена.
Впрочем, и с приходом большевиков половой вопрос не был забыт в грохоте революции. По крайней мере, в первое ее десятилетие. Лозунг «Даешь свободу во всех ее проявлениях!» распространился и на сексуальную жизнь пролетариата. Прямо скажем, белорусские пролетарии разошлись не на шутку. Да и не только белорусские. И, увы, не только в плане секса. Но это уже другая история. Нам же любопытно посмотреть, как протекала сексуальная жизнь в тот противоречивый период, что писали «про это» отечественные издания и почему свободная любовь в итоге превратилась в «антинародное явление».
Не стоит забывать и «лихие 90-е», которые пришли на смену периоду под лозунгом «в СССР секса нет». Оказалось, секс не просто есть, но даже с избытком. Вспомните себя в эти годы, прежде чем читать нотации своим детям. А мы поможем вспомнить.
В общем, есть о чем поговорить, что осмыслить и осознать. Так что нескучного вам чтения!
Анастасия Зеленкова
ОГЛАВЛЕНИЕ Паглядзець
ОТ АВТОРА
Раздел I. Эпоха каменных баб
Глава 1. Что забыли рассказать в школе о Шкловском идоле и других фаллических артефактах
Глава 2. Афродиты и купидоны белорусского Пантеона
Глава 3. «Имяхут по три жены»: брачные традиции белорусов-язычников
Глава 4. Борьба церкви за умы и тело паствы
Раздел II. Эротический фольклор
Г лава 1. Любовные шифры и коды народной поэзии
Г лава 2. Чего мы не знаем о праздниках, которые отмечаем круглый год
Глава 3. Половая жизнь белорусской деревни
Раздел III. Сексуальные отношения во времена ВКЛ
ГЛАВА 1. «Юрлівыя ліцвінкі» на портретах и в жизни
Глава 2. Что писали «про это» в XVI—XVIII веках и откуда пошла «кузькина мать»
Глава 3. Эротика в летописи и на страницах скориновской Библии
Г лава 4. Элита на брачном ложе, или Чего не могут короли
Глава 5. Секс по закону
Глава 6. «Жонки охочие» в летописях и документах
Глава 7. Век разврата: как потеряли стыд и страну
Глава 8. Герои эротического фронта
Глава 9. Сто лет в борьбе за утраченное государство и любовь
Раздел IV. В объятиях Империи
Глава 1. Светская хроника Северо-Западного края
Глава 2. «Лига свободной любви» — миф и правда о самом скандальном обществе эпохи
Глава 3. Печать греха: что писала дореволюционная пресса
Глава 4. Проституция под охраной государства
Глава 5. Интимный дневник Богдановича и другие секреты классиков белорусской литературы
Глава 6. Малевич и его коллеги: не все так квадратно, как кажется
Раздел V. Несексуальная революция
Глава 1. Идеологи «свободной любви» и их последователи
Глава 2. «Долой стыд!»: как нудисты оказались на улицах города
Г лава 3. Ячейка общества без детей и обязательств
Глава 4. Плоды сексуального раскрепощения
Глава 5. Как проституцию загнали в подполье
Глава 6. Половые заповеди революционного пролетариата
Раздел VI. Был ли секс в СССР?
Глава 1. Куда завела борьба с перегибами
Глава 2. Мамзели Западной Беларуси
Глава 3. Как «оттепель» разморозила половой вопрос
Глава 4. «Люди на болоте» (16+): наши писатели о сексе
Глава 5. Предвестники новой сексуальной революции
Раздел VII. Независимая Беларусь на пути от свободы до цензуры
Глава 1. Особенности национального секса в «лихие 1990-е»
Г лава 2. Ножницами цензуры по текстам и органам
Глава 3. Секс-туризм: Welcome to Belarus
Глава 4. Голый зад на службе у высокого искусства
Заключение
У ложку з беларускай. У. Арлоў
Использованная литература
Именной указатель
ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ Паглядзець
Глава 2. Афродиты и купидоны белорусского Пантеона
Мы уже упомянули о том, что во многих древних религиях главный бог напрямую отождествлялся с мужским детородным органом. Тем любопытнее будет узнать, кого именно удостоили такой чести наши предки, кто был у них главным «секс-символом», воплощенным в фаллических скульптурах? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос крайне сложно. Наш языческий Пантеон1 очень широк, а ученые не могут сойтись даже на том, кого из богов считать главным у предков белорусов. Кто-то называет Сварога, кто-то Перуна, кто-то считает, что он назывался просто Бог.
Не будем вмешиваться в споры ученых, тем более что эротической функцией наши древние предки наделяли многих богов и божеств. Чего только стоит Ярила, имя которого образовывалось от корня «яр-», трактуемого как «животная похоть, страсть, оплодотворяющая сила»! Яриться – это значит быть распаленным страстью. Очевидно, неспроста пик сексуальной жизни у белорусов-язычников приходился на период с начала июня (день Ярилы 4 июня) и до середины июля (день Перуна 20 июля). Имя Ярилы часто встречается в народных песнях в связи с образами весны, плодовитости, урожая. Христианские миссионеры ХІІ века так писали о празднике в честь Ярилы:
«...звар’яцелы народ спраўляў яго гульнямі, юрлівымі рухамі цела, песнямі і гучным крыкам».
Ярила считался богом плодородия, олицетворял собой весенний свет, тепло, юность, любовную страсть. Его представляли босоногим красавцем, разъезжающем по небу на белой лошади, в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярила, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом – у того в сердце разгорался любовный костер.
Ярила был тесно связан с Перуном, считавшимся его отцом. Праздник в честь Перуна в представлении язычников являлся днем сакрального (священного) зачатия, поскольку в этот день был зачат Ярила.
Была у предков белорусов и своя Афродита – ответственная за сексуальную жизнь богиня Мара. В белорусской мифологии Мара считалась одновременно покровительницей рождения, плодовитости, связанной с этим чувственности, сексуальной жизни, а также одновременно богиней болезней и смерти. Некоторые предания приписывают ей особую похотливость, считалось, например, что Мара могла родить ребенка от связи со смертным мужчиной.
Образ Мары представлялся очень разным: от прекрасной девушки до старухи с чудовищной внешностью, но притом падкой на мужчин. Своими сексуальными забавами Мара могла доводить их до болезни или смерти.
Но не одна только Мара «отвечала» за секс наших предков. Существовала и другая богиня – Лада, которая считалась покровительницей браков и весенне-летнего плодородия. Кстати, в языке лужицких сербов – одной из групп западных славян – слово «lado» означает «распутница», поэтому зачастую имя этой богини ассоциируется именно с сексуальной распущенностью.
Лада являла собой прекрасную, вечно молодую девушку с венком на голове. Считалось, что она помогает людям в любви, способствует заключению браков и всегда невидимо присутствует на свадьбах. Особенно сильно ее действие с весеннего равноденствия (21/22 марта) до летнего солнцестояния (24 июня). Именно в этот самый продолжительный по времени день в году празднуется языческий праздник Купалье. Тот самый, в который происходило «отрокам осквернение, а девам растление». (За тысячу с лишним лет церковь так и не смогла «отменить» белорусское Купалье. Пришлось церковникам сделать вид, будто это день святого Яна Купалы).
Но вернемся к нашим богам. В белорусской дохристианской мифологии существовал целый ряд богинь, ответственных за любовь, сексуальную жизнь, рождение детей, семейные отношения. Среди них – и богиня девичьей любви Леля. Она почиталась наравне с Ладой и считалась ее дочерью. Леля – образ юной, чистой девушки, только-только достигшей брачного возраста.
А вот Дзявоя считалась богиней невинности. Когда девушка выходила замуж, она теряла опекунство Дзявои. В честь богини перед свадьбой праздновался последний день девичьей вольности. Дзявоя почиталась почти по всей Беларуси, в том числе под именами Калая, Гожня, Сева.
Покровительницей браков считалась также богиня лета Тётя. Ответственная за урожаи, она просто не могла не беспокоится о плодовитости населения. Среди покровительниц девушек и молодых жен называется также Жива – богиня жизни, весны и плодородия.
Еще одна богиня – Мокошь – тоже некоторым образом связана с эротикой. Предполагается, что Мокошь почиталась как жена громовержца Перуна. Это было единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром Святославичем киевском капище наравне с идолами других богов. Ее образ связывают с прядением и ткачеством, а некоторые исследователи считают еще и богиней плодородия. Мокошь упомянута в летописях и многочисленных поучениях против язычества:
«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании», по списку XVI века).
Впрочем, эротические свойства были присущи не только богам, но и всевозможным духам, в существование которых верили наши предки. Например, женский дух Зазывка, который заманивал мужчин вглубь леса, представал перед ними в виде красивой обнаженной девушки, наготу которой скрывали длинные густые волосы. Не обременяли себя одеждой и женские духи водоемов Озерницы – зеленоволосые красавицы с рыбьими хвостами.
В общем, куда ни глянь – сплошные боги секса и духи эротики. Это не удивительно: жизненная сила, плодородие и продолжение рода являлись очень важными компонентами мировоззрения наших предков. И хотя секс как таковой для древних людей не являлся самоцелью, им всегда удавалось совмещать полезное с приятным.
(конец фрагмента)
Loading, please wait...
Please wait. Loading...