Путетворение
Purchase
Апісаньне

ISBN 978-985-08-1046-5
“Путетворение” — слово Симеона Полоцкого. Творить путь — значит строить дорогу от человека к человеку, от человека к Богу, но это также значит создавать реальные пути на земле для транспортных сообщений.
Книга рассказывает об истории и культуре белорусских дорог от “пути из варяг в греки” до современных автомагистралей и адресована широкому кругу читателей.
Інтэрвію аўтара “Народнай газеце”.
Артыкулы аўтара на партале часопісу “Архитектура и строительство”.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Пути сообщения и развитие белорусских земель
Имена дорог. Шляхи Ольгерда и Витовта
Транспортные сообщения и путешествия: дорожный поток
Развитие дорожных технологий
Дороги и право. “Дорожные” законы Великого княжества Литовского
Почтовые сообщения. Гонцы, ящики, станции
Корчма у дороги — общественный центр прошлого
Дороги и поселения. Урбанизационный процесс
Путевые знаки и придорожные памятники
Деревья у дорог. Белорусские аллеи
Белорусские мосты — связь берегов и людей
Каналы и железные дороги
Дорожные обряды. От мифологии к вере
Поэзия дорог: “тканка кола і зямлі”
Via est vita. Красота белорусских дорог
Литература
Гэй дарогі, ў чыстым полі,
Ніці шэрыя зямлі!
Колькі з долі і нядолі
Ног людскіх вы праняслі.
(Якуб Колас, “Сымон-музыка”)
Введение
“Дзе ні ступіш, крыжавыя і гасцінцы і дарожкі,” — так описывал поэт свой край, свою страну. “Крыжавыя” — не только образ обставленных придорожными крестами — “знакамі пакуты” дорог, но и целый образ земли, пересеченной вдоль и поперек дорогами и дорожками. Интересно, что для великого поэта-пророка Янки Купалы едва ли не главная внешняя примета родного края — это дороги, сходящиеся и расходящиеся, уходящие вдаль, на чужбину, и приводящие к своему дому. Но они не только внешняя форма ландшафта. Дороги выступают синонимом жизненных путей идущего вперед, вопреки всем испытаниям, народа, а перекрестки — знаки судьбы: человек всегда стоял и стоит перед выбором — куда пойти? Так и край, и народ белорусский, стоящий всегда на историческом перекрестке земель, государств, верований и народов. Идущий, порой, к чужому порогу, но всегда возвращающийся сюда, к своему дому, к Христу, распятому на простом кресте у входа в родную деревню: “Я — шлях, якому век няма спакою…”